Разделение большой воронки продаж

Урок 45 из 53

При внедрении CRM может возникнуть ситуация, когда в одной воронке сделок хотят отразить весь цикл работы с клиентом, включающий разные процессы и зоны ответственности сотрудников.

Если по сделкам нужно придумывать, как "забрать" или ограничить доступ у одного сотрудника и дать другому, менять ответственного на разных стадиях или даже назначить двух ответственных, это верные сигналы, что что-то пошло не так при проектировании воронки.

Работа со сделками в таких воронках усложняет оценку показателей конкретного процесса и вызывает сложности с разделением доступа. Для каждого конкретного рабочего процесса со своим ответственным имеет смысл создавать отдельную воронку.

Разберем пример

Продажи кондиционера и услуг по его установке. Обычно компания предлагает это как комплекс, чтобы клиенту было проще.

Сфера высококонкурентная, поэтому нужно очень быстро и качественно обрабатывать новые обращения.

Внутри компании зона ответственности делится: за обработку нового клиента и доведение до "покупаю" или "согласен на выезд инженера" отвечают одни сотрудники с определенными ключевыми навыками. А за дальнейшую доставку и установку — другие. Процесс, KPI и сроки реакции — разные.

Если описать весь рабочий процесс в одной воронке сделок, то получится примерно такой набор стадий:

  • Новое обращение.
  • Выезд замерщиков.
  • Подготовка предложения
  • Оплата кондиционера, аванс или другая точка для фиксации "покупает" и передачи клиента коллегам.
  • Согласование доставки и установки.
  • Доставка и установка.
  • Оплата установки или постоплата.

Разделим такую воронку на две, по линии зоны ответственности.

1) Продажа

Первая часть стадий — это классические продажи, выделим их:

  • Новое обращение
  • Выезд замерщиков
  • Подготовка предложения
  • Оплата кондиционера, аванс или другая точка для фиксации "покупает" и передачи клиента коллегам.

Здесь следим за скоростью ответов, качеством переговоров и конверсией. Также оцениваем качество новых обращений — каких клиентов приводит маркетинг.

2) Установки

Вторая часть стадий — это скорее сервисная функция:

  • Новое обращение
  • Согласование доставки и установки.
  • Доставка и установка.
  • Оплата установки или постоплата.

Хотя и здесь есть место для работы на увеличение среднего чека, набор услуг по установке может быть разным, что является хорошей точкой для допродаж различных комплектующих для техники.

Сотрудники работают с уже фактическим клиентом компании, стадии нужны для организации работы команды по установке. Конверсия по этапам будет стремиться к 100%.

В этой воронке, с точки зрения продаж, можно оценивать средний чек, насколько успешно его повышают и продают дополнительные услуги, а также оценивать общую удовлетворенность клиента от работы с компанией.

Что мы получим, создав две воронки?

  • Правильные отчеты и показатели

    Каждая воронка отображает только необходимые метрики для оценки показателей в рамках конкретного процесса. Видно, как одни сотрудники отдела продаж работают с новыми клиентами, а другие успешно повышают средний чек на установках. Эти показатели существенно различаются.

    Кроме того, стадии каждой воронки можно изменять для оптимизации и лучшего контроля, не нарушая отчеты других воронок.

  • Удобный интерфейс

    Воронка "Продажи" обеспечивает быструю реакцию на новые обращения, поступающие постоянно, не отвлекаясь на сделки с клиентами, которые уже согласились работать с нами и находятся на стадии "Установка". Сотруднику достаточно объяснить, что нужно делать: как можно быстрее обрабатывать сделки из первой стадии и доводить их до оплаты.

    Воронка "Установки" включает не только продажу, но и контроль выполнения работ. Новые сделки появляются не так быстро. Задача сотрудника — следить за тем, чтобы все шло по плану, координировать специалистов, если клиент просит перенести дату установки, а также заниматься апсейлом и контролем оплаты.

    Удобно, когда разные объекты могут быть представлены по-разному, и каждая воронка настроена на эффективное решение своей задачи.

  • Разграничение ответственности и прав доступа

    В каждой воронке права настраиваются отдельно, что позволяет ограничить видимость так, как это необходимо компании. Настройки очень гибкие. К конкретной сделке можно подключать любых сотрудников. Важно, что сохраняется принцип: за конкретную сделку отвечает один сотрудник в рамках конкретного процесса.

Полезно

Лиды

В компаниях с большим разделением на работу с первичными обращениями или холодными продажами первый этап работы относят к работе с лидами.

В Битрикс24 есть режим работы "Лиды + Сделки", который может хорошо подойти для таких ситуаций. Об этом — в отдельном уроке этого курса.

Процессы производства или оказания услуг в воронке продаж

Это еще один сценарий, когда стадии сделок используются не совсем по назначению.

Например, компания производит и продает корпусную мебель по следующему процессу:

  • Новый
  • Предложение
  • Аванс
  • ТЗ в производство
  • Комплектование
  • Производство
  • На складе
  • Доставка
  • Сборка
  • Постоплата

Здесь смешаны процессы продажи и производства.

Рассмотрим, как в Битрикс24 можно отразить другой подход, когда один сотрудник отдела продаж отвечает за клиента от первого контакта, аванса до завершения работ и получения постоплаты, а коллеги отвечают за производство.

В таком случае выделим работу с клиентом в два процесса: "Продажа" и "Производство".

1) Продажа

В сделках остается следующая воронка:

  • Новый
  • Предложение
  • Аванс
  • Производство
  • Постоплата

Она похожа на классическую воронку продаж, за исключением стадии "Производство". Когда сделка переходит в эту стадию, она запускает процесс производства и ждет, пока товар не будет создан и доставлен клиенту.

2) Производство

Сюда переходят оставшиеся стадии:

  • Новый
  • ТЗ в производство
  • Комплектование
  • Производство
  • На складе
  • Доставка
  • Сборка

Здесь нет работы с получением оплат, стадии не связаны с прямой работой с клиентом - это внутренние задачи компании и сотрудников.

Для этого не нужно использовать воронку сделок. Лучше подойдут задачи (в них также есть представление в виде канбана) или смарт-процессы, которые очень близки по возможностям к сделкам, но данные не будут мешать в отчетах по отделу продаж.

Полезно

Организация рабочих процессов с помощью смарт-процессов

Если отдельный рабочий процесс не связан с продажами, например, этапы сборки и доставки заказа, производства и сборки мебели, его лучше организовать в Битрикс24 не в рамках сделки, а в рамках задач или смарт-процессов.

Смарт-процессам посвящен отдельный курс, который мы рекомендуем пройти после CRM. Это отличная возможность для компании организовать в Битрикс24 работу всех сотрудников, а для специалиста — получить востребованные навыки.