CRM для B2B и B2C

Урок 49 из 53

10 мин

Чтобы выбрать полезные инструменты Битркс24 для компании, стоит обратить внимание на её клиентов. Клиенты могут быть частными лицами (B2C) или компаниями (B2B).

Разницу можно наглядно показать так: B2C — это покупка компьютерной мышки в интернет-магазине, а B2B — внедрение CRM.

Процессы различаются по сложности, объёмности этапов принятия решения о покупке и длительности цикла сделки.

Классические примеры показывают, что в B2B процессы долгие и сложные, а в B2C — быстрые и простые. Однако это не всегда так.

В B2B могут быть относительно простые процессы, такие как покупка недорогого микрообучения для сотрудника, а в B2C — долгие, например, покупка автомобиля или сложные, как заказ мебели.

Два популярных вопроса на семинарах после доклада про CRM :)
1. Это вы показали для B2B, а для B2C?
2. Это вы показали для B2C, а для B2B?

Михаил Беляев,

руководитель офиса 1С-Битрикс в Санкт-Петербурге

В общем случае базовые задачи и их решения для B2B и B2C схожи:

  • Использование справочников для ведения базы клиентов и организации повторных продаж.
  • Контакт-центр для коммуникаций прямо в CRM, автоматическое сохранение в базе клиентов и история общения с ними.
  • Ведение сделок по воронке для организации процесса работы с клиентом.
  • Использование отчётов CRM-аналитики для контроля за ключевыми показателями.

Однако в деталях настроек и дополнительных возможностях CRM есть отличия.

Полезно

Прежде чем разбирать эти различия, сделаем небольшую ремарку.

Существует тип бизнеса, где CRM применяется иначе. Это B2C с процессом продажи, в котором клиенту не нужно оставлять свои контакты, и нет ведения сделок.

Примером послужит любой розничный магазин в офлайн. Клиент зашёл, купил или не купил, сделка завершена.

картинка

Для таких бизнесов CRM не внедряется по базовому сценарию.

Но даже в таком процессе компания может собирать контакты, например, предлагая скидочные карты в обмен на номер телефона для повторного обращения к клиенту.

Сценарий внедрения CRM в таком случае выходит за рамки этого курса.

Теперь давайте разберёмся, в чём разница при внедрении CRM для B2B и B2C компаний.

СRM для B2B

Для B2B акценты следующие:

  • Много коммуникаций по телефону и email.
  • Клиенты — юридические лица.
  • Много работы с документами: договоры, счета, акты, накладные…

Конечно, телефон и e-mail подключаются через Контакт-центр и вся коммуникация ведется в CRM.

Контакты и компании

В рамках одной сделки работа ведётся с одной компанией, но коммуникации могут быть с разными людьми.

Например, поставщик воды может общаться с сотрудником, который выбирает поставщика, затем с бухгалтером по оформлению договора, и далее с офис-менеджером по регулярным поставкам и обмену документами.

Чтобы не запутаться в коммуникациях, базу можно вести следующим образом:

  • Создаётся компания, в которой фиксируется общая информация: название, реквизиты для счетов, адрес доставки и т.д.
  • Создаются контакты для каждого человека: имя, телефон, email, должность…
  • Контакты привязываются к компании.
картинка

В такой схеме сотрудники смогут звонить конкретным людям прямо из CRM, сразу понимать, кто именно звонит из компании, и чётко определять в истории коммуникации, с кем именно общались и о чём договаривались.

Если у клиента сменился менеджер, просто добавьте новый контакт и прикрепите его к компании.

Работа с документами

Битрикс24 предлагает несколько способов:

  • Шаблоны документов

    Простой, удобный, быстрый формат. Есть примеры готовых шаблонов, не требуется разработчик, чтобы настроить свои. В несколько кликов документы создаются прямо из сделки и отправляются клиентам. Если не нужен строгий учёт документов в бухгалтерии, это отличное решение.

    Работу с шаблонами мы уже рассмотрели в рамках базового внедрения.

  • 1С:Бэкофис

    Если учёт документов ведётся в 1С, можно организовать документооборот с помощью модуля 1С:Бэкофис. Он позволяет создавать и проводить документы на стороне 1С прямо из карточки CRM. Это очень эффективное решение.
    картинка

    Полезно

    1С:Бэкофис

    О настройках интеграции через 1С:Бэкофис читайте в статьях Поддержки24.

  • Коммерческие предложения и счета

    Коммерческие предложения и счета - это отдельные сущности в Битрикс24.CRM со своими стадиями и воронками.

    Они пригодятся, когда в компании существует действительно строгий процесс работы с коммерческими предложениями и счетами. Если они ведутся по определенным этапам, проходят согласования у клиентов, возвращаются на доработку, и это все нужно внимательно контролировать. Но это не частый сценарий.

    В большинстве же компаний достаточно будет двух первых способов работы, шаблоны документов и интеграция с 1C через 1С:Бэкофис.

    Полезно

    О коммерческих предложениях и счетах читайте в статьях Поддержки24.

СRM для B2С

В сфере B2C акценты смещены на:

  • Работа с физическими лицами.
  • Активные коммуникации в мессенджерах и чатах, удобные уведомления по SMS.
  • Визуально понятный каталог для выбора.
  • Максимально быстрая и простая покупка сразу.
  • Нет сложного документооборота.

Просто выбрать конкретный товар, цвет, размер и другие характеристики, указать индивидуальные параметры, сразу уточнить когда и забрать или условия доставки - вот основной сценарий покупки.

Для ведения клиентов достаточно использовать справочник "Контакты". Инструменты Битрикс24 помогут реализовать удобный и быстрый сценарий покупки.

Коммуникации

Email-коммуникация может быть минимальной или отсутствовать вовсе. Поэтому общения в чатах, SMS-уведомления о статусе заказа, отправка ссылок на товар или оплату очень востребованы.

Подключение соцсетей и популярных мессенджеров мы с вами рассмотрели ранее. Здесь упомянем сценарии отправки SMS сотрудником из карточки клиента или сделки, автоматические уведомления с помощью роботов.

Для активации этих сценариев необходимо подключить SMS провайдера с помощью одного из приложений для Битрикс24. Провайдеров много, выбирайте подходящего.

картинка

Полезно

Пакеты SMS оплачиваются отдельно, цены, условия определяет конкретный провайдер.

Онлнайн оплата и доставка

Мы рассмотрели, как в Битрикс24.CRM легко отправить клиенту ссылку на оплату в чате или по SMS. Для B2C бизнеса это просто необходимо!

В этих сценариях Битрикс24 самостоятельно отправит SMS клиенту или уведомление в WhatsApp, и подключение внешнего провайдера SMS не требуется.

картинка

Используйте гайд для настройки подключения.

CRM + Интернет-магазин

Это отличный инструмент для розничной онлайн-торговли, ориентированный на небольшие компании, продвигающие товары через мессенджеры и соцсети. Магазин адаптирован для мобильных устройств, а каталог товаров представлен в виде бесконечной ленты, как в мессенджерах.

картинка

Создать магазин просто, даже без опыта в разработке веб-сайтов. Мастер проведёт вас по всем шагам и подскажет, какие поля заполнить

Подробнее в статьях поддержки.

Каталог товаров

Каталог товаров в Битрикс24.CRM помогает организовать и хранить информацию о всех товарах и услугах компании в одном месте. Это упрощает работу менеджеров по продажам: они могут быстро найти нужный товар, узнать его характеристики и цену, а также легко добавить его в сделку. В итоге это ускоряет процесс продаж и улучшает обслуживание клиентов.

картинка

Подробнее в статьях поддержки.

Складской учет

Складской учет помогает компаниям контролировать запасы товаров. Это важно, чтобы всегда знать, сколько и каких товаров есть на складе, избежать дефицита или избытка, и эффективно управлять поставками. В итоге это экономит деньги и улучшает обслуживание клиентов.

картинка

Отдельный гайд поможет разобраться и настроить складской учет в Битрикс24 и использовать его в сценариях продаж.