Отдел снабжения

Урок 21 из 39

3 ч 20 мин

Цели и задачи

Смарт-процессы - это универсальный инструмент, подходит для различных проектов. В этом кейсе рассмотрим применение смарт-процессов для автоматизации рабочих мест сотрудников в компании, специализирующейся на строительстве загородных домов.

Мы сосредоточимся на процессах, в которых требуется снабжение объекта материалами для выполнения монтажных, ремонтных, строительных и других работ.

Для решения задачи настроим новый облачный портал «Битрикс24» с нуля, создадим, настроим и автоматизируем три основных процесса. Это процессы управления проектами, обработки заявок отдела снабжения и согласования счетов от поставщиков.

Отдельным интересным элементом проекта будет специальный вид заявки в отделе снабжения, которую может передать прораб прямо с объекта, если ему нужны дополнительные материалы.

Кейс предоставлен нашим партнером

Автор кейса - Владислав Шулика, руководитель отдела внедрения, компания Fast Bit, Санкт-Петербург.

картинка

Обратите внимание!

На момент записи урока все смарт-процессы создавались в разделе CRM.

Теперь, при создании цифрового рабочего места, смарт-процессы создаются в разделе «Автоматизация» -> «Цифровые рабочие места». Мы уже демонстрировали этот процесс на примерах в начале нашего курса.

Это изменение не влияет на основное содержание и суть автоматизации в этом кейсе :)

Создание смарт-процессов

В этом уроке создадим три смарт-процесса, а также настроим основное меню портала.

Создание смарт-процессов

6 мин

Рабочие места будем автоматизировать исходя из следующих ролей в процессах:

  1. Руководитель проектов - непосредственно отвечает за старт и контроль проектов.
  2. Проектировщик - формирует проектную документацию.
  3. Прораб - курирует выполнение работ на объекте.
  4. Отдел снабжения - обеспечивает материалами бригады на объекте.
  5. Водители - осуществляют доставку материалов.
  6. Бухгалтерия - занимается оплатой и согласованием счетов.

Создадим смарт-процессы: «Проекты», «Заявки отдела снабжения» и «Согласование счетов». В каждом потребуются: канбан, роботы, бизнес-процессы.

Настройка смарт-процессов

Теперь настроим стадии, поля и карточки смарт-процессов.

Настройка смарт-процессов

17 мин

Проекты

Стадии: новый, проектирование, фундамент и сборка каркаса. Итоговые - забракован и реализован.

В карточке создадим несколько разделов для отображения полей - основные данные, этапы производства («Проектирование», «Фундамент» и «Сборка каркаса»), также добавим раздел для участников проекта.

Разместим поля по разделам:

  • В основных данных выведем поля: название, адрес объекта, плановые даты начала и завершения.
  • В этапах производства – плановые даты начала и завершения.
  • В участниках - поля для руководителя проекта, проектировщика, прораба и менеджера отдела снабжения.

Заявки отдела снабжения

Здесь такие стадии: новая заявка, проверка на складе, согласование счета, плата счета и ожидание доставки. Итоговые - заявка отклонена и заявка выполнена.

Поля также настроим в нескольких группах:

  • Основная информация

    Добавим поля: описание, этап строительства и ссылка на папку отдела снабжения (тип ссылка). А также отобразим стандартные поля: проект (ссылка на смарт-процесс) и ответственный.
  • Поставка

    Добавим поля: плановая дата забора, поставщик (ссылка на компании в CRM), адрес склада и адрес доставки.
  • Счет

    Добавим поля - номер счета и счет (файл, множественное), ЭДО (да/нет), а также выведем стандартные поля - сумма и валюта.

Согласование счета

Для этого процесса много стадий не понадобится: новый, согласован. Итоговые - отклонен и оплачен.

Настроим карточку и создадим поля:

  • Используем основные стандартные поля: название, сумма и валюта. Название переименуем в номер счета.
  • Создадим поля, аналогичные смарт-процессу заявки: файл счета и ЭДО.
  • Добавим поля для фиксации участников процесса – кто оплатил, кто согласовал, кто отправил запрос на согласование (привязка к сотруднику).
  • Отобразим связанные смарт-процессы, выведем поля - проект, заявка отдела снабжения.
  • И добавим последнее поле – поставщик, как и в заявках.

Автоматизация запуска проекта

На этапе запуска нового проекта автоматизируем три задачи: создание группы, создание заявки в отдел снабжения, создание проектных задач в группе, заполнение участников проекта.

Автоматизация запуска проекта

30 мин

Решая задачу, для смарт-процесса «Проекты» создадим два бизнес-процесса (БП): проектирование и участники, а также константы. В константах будем хранить конкретных пользователей для установки по умолчанию в проекте.

Проектирование

Этот БП будет создавать группу проекта, типовые разделы на диске. Конечно же, этот БП создаст заявку в отдел снабжения, то есть добавит элемент смарт-процесса «Заявки отдела снабжения».

Кроме того, БП создаст задачи производству в группе проекта, используя сроки из карточки проекта и ответственных.

БП «Проектирование» не будет запускаться автоматически, он будет запускаться роботом на соответствующей стадии. В таком случае важно в шаблоне БП предусмотреть повторный переход элемента смарт-процесса по статусам, а значит и повторный запуск бизнес-процесса, но заново создавать группу и все остальное уже не нужно :)

Еще один важный момент – обязательность заполнения поля «Дата начала проектирования». Нужно настроить это со стадии «Проектирование».

Почему это важно? В БП сроки по задачам автоматически рассчитываются от этой даты.

Участники

Бизнес-процесс «Участники» установит участников проекта в карточке смарт-процесса из констант и будет запускаться автоматически при создании элемента.

Оба этих бизнес-процесса, "Проектирование" и "Участники", лучше скрыть из меню для ручного запуска, они не должны запускаться пользователем.

Автоматизация постановки задач

В следующих этапах работы над проектом, «Фундамент» и «Сборка каркаса», аналогично ставятся задачи производству и отделу снабжения.

Автоматизация постановки задач

19 мин

Решение задачи такое же – бизнес-процесс автоматически создаст определённый перечень задач, рассчитает сроки, установит ответственных. Для ускорения реализации имеет смысл воспользоваться функцией экспорта и импорта шаблона бизнес-процесса, а затем скорректировать шаблон БП.

Кроме создания подобных бизнес-процессов, также нужно настроить аналогичные роботы по запуску БП и обязательность полей – даты начала этапов.

Настройка представления и обязательных полей

Работу по проектам автоматизировали, пора настроить вид карточек в канбане, у сотрудника вся необходимая информация должна быть под рукой.

Настройка представления и обязательных полей

5 мин

Кроме того, в смарт-процессе по заявкам отдела снабжения установим обязательные поля от стадий, чтобы в будущем верно работала автоматизация по процессу оплаты счета.

Все, что указывается в счете, должно быть обязательно заполнено, прежде чем запускать его согласование.

«Роботизация» снабжения

Займемся заявками в отдел снабжения. Здесь автоматизируем два момента: отправку счета на согласование, постановку и контроль доставки.

«Роботизация» снабжения

6 мин

Для этого используем роботов. На стадии «Согласование счета» робот будет создавать новый элемент смарт-процесса «Счет», передавая все нужные данные.

А на стадии «Ожидание доставки» робот создаст задачу для водителя: что, откуда и куда нужно привезти, срок доставки. Когда водитель закроет задачу, закупка завершается.

Согласование счетов

Согласование счета – это уже классика в автоматизации процессов :)

В данном кейсе будет несколько элементов автоматизации – согласование счета, его оплата, автоматическое движение заявки в закупках после оплаты счета.

Согласование счетов

25 мин

Согласование и оплата

За согласование счета будет отвечать простой бизнес-процесс, который поставит задание ответственному на согласование. Если ответственный счет не одобрил, двигаем его в стадию «отклонен», если одобрил – в стадию «согласован».

Для процесса оплаты потребуется аналогичный простой бизнес-процесс, который поставит задание бухгалтеру. Если бухгалтер подтвердил и оплатил счет, двигаем его в стадию «оплачен», если нет – в стадию «отклонен».

Движение заявки отдела снабжения

Для реализации автоматического движения заявки отдела снабжения потребуется совсем простой БП, который сменит стадию нужного элемента.

Внеплановые заявки

Здесь сразу сделаем доработку – в смарт-процессе заявок добавим отдельную воронку – «внеплановые».

В ней будет другой набор стадий, но суть та же самая – это заявки на поставку материалов. Она нужна, чтобы организовать немного другой процесс закупки и поставки, если на объекте срочно требуются материалы, которых нет в плановой закупке.

В БП оплаты счета учтем, что используются две воронки.

Внеплановые заявки

В рамках предыдущего этапа настроек мы добавили еще одну воронку – внеплановые заявки в отдел снабжения.

Теперь настроим стадии, поля, карточки и т.д. Кроме того, в этой воронке также необходима автоматизация, аналогичная воронке плановых заявок.

Внеплановые заявки

9 мин

Настройки здесь похожие, не будем детально останавливаться.

Но, здесь будет полезным упомянуть возможность копирования уже настроенных роботов из одной воронки в другую :)

Права доступа

Идея цифровых рабочих мест подразумевает, что каждый сотрудник видит только необходимую для его работы информацию.

С решением этой задачи отлично справляется настройка прав на смарт-процессы.

Права доступа

5 мин

Для нашего кейса настроим права для следующих ролей:

  • Менеджер отдела снабжения
  • Прораб/Проектировщик
  • Бухгалтер

CRM-форма

Сотрудник, находящийся на объекте или в дороге, сможет формировать внеплановые заявки для отдела снабжения. Для этого используем CRM-форму, а сотруднику дадим на нее прямую ссылку.

CRM-форма

3 мин

Работа с заявками

Осталось адаптировать процессы под работу как с плановыми, так и внеплановыми заявками.

Работа с заявками

6 мин

Отличная работа! Освоение смарт-процессов открывает перед тобой безграничные возможности автоматизации и улучшения рабочих процессов. Продолжай развиваться и применять свои новые знания для достижения еще больших успехов!

спикер

Владислав Шулика

Руководитель отдела внедрения компании Fast Bit, Санкт-Петербург.